Сплав по Колыме начался! (фоторепортаж)
Участники экспедиции «Шинтоп-трофи-2010» приступили к водной части путешествия
фото: magterra.ru, shintop.ru
Экспедиция «Шинтоп-трофи-2010. От Тихого до Ледовитого» приступила к финальной самой сложной фазе: сплаву по реке Колыма.
Как рассказал штурман Андрей ГОЛИК В поселок Сеймчан экспедиция прибыла лишь к 5 июля, а не 3-го как планировалось. Задержка произошла из-за поломки полуоси у грузовика техподдержки. Не доезжая 50 километров до поселка, в реку Колыма была спущена надувная лодка с мотором, которая с экипажем из 2-х человек прошла около 80 километров до Сеймчана. Таким образом путешественники познакомились с рекой и особенностями местного рельефа. По итогам разведки решили действовать по плану: становиться на воду на пристани у села Колымское (5км.от Сеймчана).
Участники экспедиции познакомились с местными жителями, отремонтировали технику, а также договорились с портовиками о размещении автомашин на территории речной пристани. У речников-судоводителей удалось отснять лоции верхнего и среднего течения Колымы. Экипаж «Наутилуса» из Омска первым въехал в поселок Сеймчан, где, не заметив тротуара и проехав по нему, познакомился с сотрудниками местной ГИБДД. Знакомство, однако, закончилось миром и дружбой. 6.Сотрудники Сеймчанского отделения телеканала «Колыма +» отсняли короткий репортаж о прибытии экспедиции. Вечером 7 июля экипажи и группа поддержки мылись в бане.
Так как сплав по Колыме проходил по территории Сеймчанского участка заповедника «Магаданский», участники экспедиции «Шинтоп трофи» заранее обратились к руководству учреждения за разрешением на проезд. Несмотря на то, что р.Колыма является водным путем общего пользования, передвигаться по ней на участке заповедника без специального разрешения можно только по фарватеру. Для того чтобы уйти с фарватера (в случае необходимости – экстренной остановки, ремонта и т.д.) и нужно разрешение на транзитный проезд, которое было получено непосредственно в п. Сеймчан. Директор заповедника Юрий БЕРЕЖНОЙ рассказал путешественникам о правилах поведения на особо охраняемых природных территориях и вручил флаг заповедника, который тут же занял свое место на новосибирской шхуне «Авось». В воскресенье 11 июля в 12.00 экспедиция начала сплав по Колыме.
О том как собирали плот и о впечатлениях от Семчана участники экспедиции рассказали на своем блоге на сайте shintop.ru:
Утро началось с жаркого обсуждения: как и из чего строить плот? Одни предлагают сварить валяющиеся повсюду трубы, другие — использовать сугубо древесину. Народ переругался, но в споре таки пришли к истине. Все-таки дерево. Причем решено сооружать сразу два плота: один для людей, другой для топлива, ведь каждый экипаж должен везти на борту по 400 литров топлива, но не у всех физически есть место. Правда, новосибирцы нашли оригинальное решение этой задачи — купили за копейки у местных лодку типа «Казанка». Туда и погрузят бочки с бензином. Народ подшучивает: мол, не может «Авось» без прицепа.
Большая часть команды осталась в лагере: строить плот, готовить машины, сращивать бочки под топливо и т.п. — забот хватает. Мы же на TLC поехали в ближайший от Сеймчана лагерь ГУЛАГ — рудник им.Лазо.
Немного поплутав, вышли к внушительных размеров горной речке, на другом берегу которой виднелись характерные для зоны постройки. Форсировали водную преграду и отправились в суровое прошлое. По всей видимости, здесь добывали олово и серу. До сих пор сохранились бараки, транспортные ленты — все черное от времени и дождей, а от того более зловещее.
Судя по всему, лагерь был небольшой, но очень технологичный: тут и там натыкаешься на всевозможные механизмы. Организован рудник тоже по уму: зажат в распадке между двух сопок, с одной стороны караульная вышка, с другой — горная река, которую не перейти, так что убежать довольно проблематично. Мы нашли несколько консервных банок, «костыли» и даже истоптанный «в ноль» сапог заключенного.
Залезли в штольню, но глубже двух метров пройти не удалось — дальше вход оказался замурован ледником: фотосессия, видеосъемка, но уже через час атмосфера стала давить — захотелось поскорее уйти.
Машину оставили примерно в километре от прииска и возвращаться пришлось по так называемым «хвостам» — этот отработанные породы, преимущественно песок. Идем, значит, по дюнам и тут радостный возглас Холянова: О! Медвежьи следы!
…Следы были действительно медвежьи. Причем тут прошла целая семья косолапых и что самое примечательно — прошла уже после того, как мы пришли на прииск…
На обратном пути заехали в Сеймчанский районный музей. Судя по удивленному взгляду работников, посетители здесь бывают редко. Может быть поэтому нам с большой охотой рассказали: и о перегоне американских самолетов, поставляемых по ленд-лизу, и о юкагирах, когда-то населявших Среднеканский район. Женщина-экскурсовод, узнав о нашей экспедиции, снабдила нас полезной информацией о примечательных местах и памятниках природы, которые будут на нашем пути по Колыме. Одним словом удачно мы зашли.
Еще поразил один факт: на прииске им.Лазо кто-то из начальства проявил определенный креатив — установил на склоне звезду, которая загоралась когда зека перевыполняли взятые на себя социалистические обязательства. Это же надо было такое придумать!
Наполненные информацией, мы вернулись в лагерь, а там вовсю кипит работа: бревна стругаются, доски сколачиваются и уже вырисовывается вполне конкретная конструкция. Такими темпами старт завтра-послезавтра — вполне реальный срок. Царев и Гримм поехали в Магадан, отгонять TLC и грузовичок. Договорились, что если мы соберем плот до их возвращения, то не будем дожидаться, а стартуем, как только это будет возможным, а они уже догонят нас на резиновой лодке.