29.09.2024

Понять птиц: 19 февраля в России отмечают День орнитолога

Фауна птиц России насчитывает более 800 видов. И их изучением занимаются орнитологи, волонтёры-биологи и даже горожане без профильного образования. Для учёных понять пернатых – дело всей их жизни, а для любителей – может быть разовая акция, но от которой польза всему научному сообществу. 19 февраля в стране отмечают День орнитолога.

На территории особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения работают около ста орнитологов. Они проводят учёты птиц в нацпарках, заповедниках и заказниках, полученные данные становятся основой научных выводов и открытий. Специалисты отмечают, что работа заповедного орнитолога не самая лёгкая, но с долей романтики.

РАБОТА ПО ЗОВУ СЕРДЦА И ДУШИ

Работа орнитологов всегда в полях, и если одним специалистам для изучения птиц необходимы длительные экспедиции, то к сотрудникам станций кольцевания пернатые прилетают буквально в руки.

В России станции кольцевания птиц работают на территории шести ООПТ федерального значения: в национальном парке «Куршская коса», Кандалакшском, Нижне-Свирском, Окском, Печеро-Илычском, Байкальском заповедниках. Все они расположены в местах высокой концентрации мигрирующих птиц.

На территории станции кольцевания устанавливают огромные сети-ловушки: их высота может быть соизмерима с многоэтажным домом, а длина – в половину футбольного поля. Залетевших в них птиц орнитологи мониторят каждый час и чуть ли не круглосуточно. Аккуратно вынув из сетей, собирают анатомические данные и надевают кольцо – своеобразный паспорт с буквенно-цифирными данными. После отпускают до следующей возможной встречи. Дальнейшую судьбу птицы можно отследить именно по этой практически невесомой алюминиевой метке.

Орнитолог Валентина Анисимова на станции кольцевания птиц в Байкальском заповеднике работает с 2012 года. Говорит, что любовь к пернатым ей в студенчестве привил преподаватель, учёный-зоолог Юрий Богородский. «Его лекции были ужасно интересными. И, возможно, если бы он читал, например, лекции по ботанике, я бы стала ботаником», — сказала она.

Станция кольцевания работает сезонно – с апреля по октябрь. Но в другие месяцы у орнитологов ООПТ также масса дел: учёт птиц на территории Байкальского заповедника и заповедниках-соседях, составление отчётов по кольцеванию. Валентина Анисимова поделилась, что очень любит и ценит эту работу.

«Для меня всё компенсируется возможностью заниматься тем, что мне нравится: возможностью держать птиц в руках, работать не в офисе, постоянный контакт с природой, возможность посетить потрясающие по красоте заповедные места, общение с такими же увлечёнными людьми. Поэтому я думаю, что работать полевым биологом можно только по зову сердца, души, по призванию – как ни назовите, должен быть ещё какой-то стимул, кроме материального», – сказала Валентина Анисимова.

За 11 лет вместе с коллегами она отметила встречи с 243 видами птиц. Всего за этот период «паспорт» получили 53 тысячи пернатых: 77% представители отряда воробьинообразных – синехвостка, сибирский жулан, длиннохвостая синица, овсянка-крошка, 23% — дятлы, совы, голуби, некоторые виды водоплавающих и околоводных. На кольцевание и измерение одной птицы у опытного специалиста уходит до трёх минут.

«Мы определяем пол, возраст, измеряем длину крыла, клюва, цевки, хвоста, визуально оцениваем жировые запасы птицы, взвешиваем и отпускаем. Всё максимально быстро, бережно и безопасно для птицы. Кольцевание птиц позволяет оценивать численность перелётных видов, половозрастную структуру популяций, изменения сроков перелёта. На других станциях кольцевания коллеги экспериментально изучают более сложные вещи – гормональную регуляцию миграционного поведения, способы ориентации и навигации птиц», — отметила Валентина Анисимова.

Данные могут быть полезны даже тем учёным, научный интерес которых в другой сфере.

«Например, к нам несколько сезонов подряд приезжал коллега из Зоологического института РАН, который занимался изучением перьевых паразитов. Он участвовал в кольцевательском процессе и параллельно собирал материал для своих исследований. Кто-то из студентов собирал данные по линьке некоторых видов, для дальнейшего их сравнения с западными схожими видами или с западными популяциями тех же видов», — добавила орнитолог.

На всех станциях кольцеваний птиц работают не только профессиональные орнитологи, в сезон работ на помощь приглашаются волонтёры. Они учатся разбираться в видах птиц, правильно держать пернатых, чтобы их не травмировать, и за секунды надевать кольцо. Их работа – тоже вклад в науку.

ПТИЧЬИ БАЗАРЫ И ОДИНОКИЕ ОРЛАНЫ

Ирина Утехина в заповеднике «Магаданский» работает более 30 лет. И ещё в начале своей карьеры она стала первопроходцем в изучении в этой части света самого крупного в мире орла — белоплечего орлана.

«На севере Охотского моря до наших исследований белоплечим орланом никто не занимался. Он живёт на огромной по протяжённости малоосвоенной человеком территории. Мы изучали распределение и плотность размещения территориальных пар в границах Магаданской области и севера Хабаровского края, питание, миграции, оценивали численность, продуктивность и успех размножения северо-охотской популяции», — рассказала орнитолог, заместитель директора по науке Магаданского заповедника Ирина Утехина.

Исследования учёных выявили разницу в питании и в успехе размножения белоплечих орланов на морском побережье и на реках Северного Приохотья. Как итог – птицы разделены на две экологические группы «речную» и «морскую». Около 30 лет изучение орланов ведётся с учётом этого важного открытия.

«Для учётов и оценки успехов размножения мы применяем как традиционные, так и новаторские методы обследования. К первым относится учёт с моторной лодки с использованием гидроскопического бинокля, осмотр гнёзд с помощью альпинистского снаряжения, к новаторским – облёты на сверхлёгких летательных аппаратах, квадрокоптерах. Координаты найденных гнёзд определяются с помощью спутниковых навигаторов и наносятся на карты», — добавила орнитолог.

Технологический прогресс упростил процесс учёта птиц. Но трудности работы на севере остаются теми же: большие малонаселённые пространства, отсутствие дорог, короткие сроки исследований и нестабильная погода. Эти условия усложняют логистику, влияют на удорожание экспедиций и на скорость получения данных из-за перебоев или отсутствия сотовой связи.

Но, несмотря на это, орнитологи продолжают делать научные открытия.

«Наши исследования показали, что белоплечие орланы, ранее считавшиеся в основном, хищниками-ихтиофагами, в значительной степени используют в питании птиц. Особенно это характерно для орланов, живущих вдоль Северо-Охотского побережья, где на скалах и островах расположено большое количество колоний морских птиц – птичьих базаров. До 70% диеты орланов на побережье составляют морские колониальные птицы», — отметила Ирина Утехина.

Птичьи базары – уникальные объекты для изучения. Скопления пернатых доходит до нескольких сотен тысяч и даже – миллионов особей. Учёты в таких местах могут делать только специалисты с большим опытом. Для упрощения процесса на помощь опять пришёл технопрогресс – фотоснимки.

«Такие учёты на заповедных побережьях мы делаем один раз в 10 лет. За такой период хорошо видно, как меняется расположение колоний вдоль побережья, видовой состав и численность птиц в них», – заключила орнитолог.

Пресс-служба заповедника «Магаданский»