19.09.2024

Продолжение мониторинга белоплечего орлана на северном побережье Охотского моря

Белоплечий орлан. Фото: Ирина Утехина

Экспедиция научного отдела заповедника «Магаданский» была продолжена на Кава-Челомджинском участке.

Кавинская долина. Фото: Ольга Васик

Вот уже более 30 лет сотрудники заповедника «Магаданский» ведут мониторинг размножения белоплечего орлана в Тауйской губе Охотского моря. Участки мониторинга захватывают два крупных участка заповедника: Ольский – п-ов Кони, ограничивающий Тауйскую губу с востока и Кава-Челомджинский, расположенный в междуречье Кавы и Челомджи, которые при слиянии образуют Тауй – самую крупную реку, давшую имя всему заливу.

Гнездо белоплечего орлана на р. Чёломджа. Фото: Ирина Утехина

Белоплечие орланы строят свои гнезда как на морском побережье, так и вдоль рек, впадающих в Охотское море. Исследования показали разницу в питании и размножении белоплечих орланов, гнездящихся на реках и морском побережье.

Белоплечие орланы не зря занесены в Красную книгу – у них очень невысокий успех размножение и далеко не все пары ежегодно гнездятся. Орланы откладывают 1-2, очень редко 3 яйца и никогда не делают повторных кладок, как чайки, например. Часто в кладке из двух яиц одно оказывается «болтуном».

Фото: Ирина Утехина

В зависимости от того как складывается гнездовой сезон, не всем птенцам, которые благополучно появились на свет, повезет встать на крыло. Первые две- три недели жизни наиболее важны для выживания птенцов. Рассчитанная общая потребность в корме семьи орланов с одним птенцом составляет около 2400 г, с двумя птенцами – 3090 г рыбы в сутки (Мастеров, Романов, 2014). В случае, если в первые дни после вылупления мать с птенцом не получают достаточно пищи, родители даже могут выкинуть птенца из гнезда. Высокие весенние паводки и помутнение воды на северо-охотских реках затрудняют для орланов лов рыбы, что ведет к гибели части выводков. Наибольшее количество успешных гнезд белоплечего орлана отмечено в годы, когда средний уровень воды в Тауе в 1 и 2 декадах июня не превышал 4 м, а наименьшее – в годы с уровнем воды выше 5 м.

В задачи мониторинга входит определение успеха размножения гнездовых пар и сравнение его результатов в разных гнездовых группировках – морской и речной. Для этого необходимо выяснить, сколько птенцов вылупилось на каждом участке мониторинга и сколько из них дожило до вылета из гнезда. Поэтому после морской части экспедиции на п-ов Кони и в зал. Одян тем же составом мы (зам. директора заповедника по науке Ирина Утехина, старший научный сотрудник лаборатории орнитологии Института биологических проблем Севера Лариса Зеленская и волонтер-фотограф из Владивостока Ольга Васик) отправились к речным гнездам в долину Тауя. В этой поездке нас сопровождал гос. инспектор Кава-Челомджинского участка Александр Аханов.

Группа за работой. Фото: Ирина Утехина

В прошлом году из-за крупного лесного пожара нам не удалось посетить Кава-Челомджинский участок в июне и получить данные о том, сколько пар белоплечих орланов приступило в 2023 г. к размножению. А когда мы приехали в августе, оказалось, что на заповедных реках Кава и Челомджа все гнезда пустые – до вылета из гнезда не дожил ни один птенец. И только в 3-х из 14 гнезд на р. Тауй мы обнаружили 4-х слетков.

Начало 2024 г. на Кава-Челомджинском участке выглядит более многообещающим. Мы насчитали 20 птенцов на проверенных 33 гнездовых участках: 1 птенец на р. Кава, 12 птенцов на Челомдже и 7 птенцов на Тауе. Успех размножения мы сможем оценить в августе во время второго этапа мониторинга.

Гнездо белоплечего орлана с двумя птенцами. Фото: Ирина Утехина

Несколько пар занимались строительством новых гнезд. Строительство гнезда – это долгий и трудоемкий процесс. На северное побережье Охотского моря белоплечие орланы прилетают в конце-марта-начале апреля, когда вокруг еще царит зима и почти сразу приступают к ремонту старых гнезд и размножению. Новые гнезда они строят обычно в течение лета или осенью, если по каким-то причинам старое гнездо летом исчезло. Поэтому в год строительства гнезда орланы не размножаются.

Кроме мониторинга белоплечих орланов во время маршрутов мы отмечали и фотографировали встречи других птиц и животных и считали чаек.

Зеленоголовая трясогузка. Фото: Ирина Утехина

 

Дальневосточный кроншнеп. Фото: Ирина Утехина

 

Чернозобая гагара. Фото: Ольга Васик

 

Бурый медведь. Фото Ольга Васик

 

Ларга. Фото: Ольга Васик

На реках северного Охотского побережья можно встретить три вида чаек, которые очень похожи на первый взгляд: небольшую сизую и двух крупных – тихоокеанскую и восточносибирскую. Всем нам хорошо известные шумные тихоокеанские чайки гнездятся на побережье и являются самыми обычными обитателями птичьих базаров.

Гнездо сизой чайки. Фото: Ирина Утехина

 

Сизые чайки. Фото: Ирина Утехина

На реках Магаданской области устраивает свои гнезда другая крупная белоголовая морская чайка – восточносибирская, отличающаяся чуть более светлым цветом мантии. Сотрудник лаборатории орнитологии ИБПС провела учет чайковых птиц и получила картину распределения 3-х видов чаек – сизой, тихоокеанской и восточносибирской, – в начальный период размножения в долине р. Тауй.

Ирина Геннадьевна Утехина, к.б.н., зам. директора по науке