Владимир Похилюк: «Природа — бесконечный источник вдохновения»

Владимир Похилюк — скульптор, член Союза художников России, заслуженный художник Российской Федерации, член Русского Географического Общества, автор аутентичных произведений искусства, а также друг заповедника «Магаданский».

-Владимир Владимирович, для подписчиков заповедника «Магаданский» ваше имя знакомо в первую очередь как автора фотографий наших красот. Расскажите, как началось ваше увлечение фотографией?
-Фотографией я увлекаюсь еще со студенческих времен. Вокруг нас настолько красивая природа, что невозможно не заснять ее. Природа побуждает, вдохновляет, увлекает для фотографии.

Полуостров Кони
— Как вы впервые попали в заповедник «Магаданский»?
— Меня всегда завораживали горы на горизонте — полуостров Кони — и я мечтал туда попасть, и пришел к директору заповедника и попросился туда. Сначала мне отказали, так как я не ученый, но я пообещал, что принесу из экспедиции фото, видео, отмечу удобные и неудобные маршруты. У заповедника не было ресурсов для изучения полуострова Кони. А я, как волонтер, предложил свою помощь. Когда после первого похода я принес в заповедник более трехсот фотографий, стало понятно, что мы можем сотрудничать и взаимно помогать друг другу.

Полуостров Кони
— Расскажите подробнее о вашем первом походе на полуостров Кони.
— На тот момент в заповеднике сказали, что информации о внутренних землях о полуострове недостаточно. В нашем походе мы фотографировали ландшафт, места прохождения перевалов, отмечали места и расположения гнезд хищных птиц и на камеру попадались и животные: канюки, орланы, их гнезда, а в глубине полуострова мы обнаружили несколько колоний черношапочного сурка. На тот момент никто из ученых даже не знал, что они там обитают.

Озеро Момонтай
— Вы часто бывали на полуострове?
— Я прошел 5 маршрутов: по Оханде, по Бодрому, по Бургали, Тагаре. Мы осмотрели полуостров со всех сторон. Это было интересно, и заповеднику это было нужно. Если делать что-то нужное, это дополнительно стимулирует.

Озеро Момонтай
— Полуостров Кони называют медвежим полуостровом. Случались ли у вас встречи с царем тайги?
-Да, Кони очень густо заселен медведями. Мы это знали и мы брали с собой собак на кордоне, которые обеспечивали нам безопасность. Без собак там делать нечего. Мы всегда планировали такой режим — высаживаемся рано утром на берег и сразу уходим в горы, так как медведи нам не дадут покоя. Мы как-то ждали на берегу, и насчитали за несколько часов 24 медведя. Чтобы с ними не встречаться, нужно находиться подальше от моря, сразу идти в горы. В горах медведи тоже есть, но там хорошая видимость и медведя видно издалека. Ведь наиболее опасна внезапная встреча, когда он лежит в кустах, а ты на него вышел. А в горах это невозможно.

Каньон на ручье Хрептовый
— Опишите полуостров Кони парой слов?
— Почему-то сразу приходит на ум понятие «затерянный мир». Озерная страна. Я думаю, на полуострове Кони до сотни озер. Такой плотности озер и кар поискать еще надо.

Перевал между ручьем Хребтовый и рекой Зима, горы Охандя
-Что, на ваш взгляд, самое важное в любом походе?
— Самое главное в походе — безопасность. Для меня это авторитет, вопрос номер один. Если нет безопасности, то похода не будет. Обычно это не озвучивают отдельно, но это всегда самое главное. Ни один поход и ни одна экспедиция не должны угрожать жизни. Если не можешь обеспечить безопасность своему отряду, надо уходить с маршрута. Нет ничего важнее человеческой жизни. Однажды мы двигались по маршруту 11 дней. В то время там был паводок. Во втором каньоне есть порог, который бьет в одну стену под острым углом. Я дважды там проходил раньше и понимал, что в паводок там не пройти, слишком опасно. И мы 5 дней сидели и ждали, пока нам не сообщили, что улучшения погоды не будет. И тогда мы развернулись обратно. У нас был запасной пеший выход, который составлял 100 километров, мы шли обратно около недели. Тяжелый выход был. Но тем не менее, безопасность превыше всего. А многие рискуют и иногда упускают ее из вида.

Озеро Момонтай
— По каким маршрутам вы проходили?
— В 2024 году мы прошли по маршруту в районе озера Джека Лондона: прошли от Сибиктеляха через перевал Спортивный по Правому неведомому к верховьям Левого Неведомого. Затем ушли к устью реки Пурга, а оттуда вдоль озера через стоозерку к устью Сибиктеляха и замкнули кольцевой маршрут.

Река Урультун
— В 2018 году в городском парке состоялось открытие скульптурной композиции «Орланы», автором которой вы являетесь. Скажите, как родилась такая идея и почему выбор пал именно на этих птиц?
— Когда я стал посещать заповедные места, я общался с сотрудниками заповедника, и узнал много подробностей жизни орланов, и теперь, где бы я ни был, я всегда считаю орланов, думаю о том, что нужно обязательно доложить в заповедник, сколько и где я их видел, У меня уже на это устойчивый рефлекс. Видишь орлана или гнездо — попробуй посмотреть, есть ли в гнезде яйцо или птенец, сколько их и доложи в заповедник.
Орлан, на мой взгляд, — шире, чем просто символ заповедника. Эта птица вполне потянет на символ всей Магаданской области.И когда встал вопрос о скульптурной композиции в парке, я сразу предложил сделать пару орланов. И это получился не просто арт объект, но и проект образовательный — там же можно на стенде сканировать код, прочитать об этих красивых мощных птицах.
На открытии тогда был консул Японии, и он говорил мне о том, что орлан объединяет наши страны. Ведь наши магаданские орланы зимуют на о.Хоккайдо. Такая красивая птица и объединила две страны.

Река Охандя
— Какие места вы бы посоветовали туристам посетить в первую очередь?
— Прежде всего им нужно наладить взаимодействие с заповедником и совмещать интересы заповедника и туристов, и уже из этого исходить в постройке маршрутов. Конечно, стоит посмотреть озеро Джека Лондона. Горы Большого Аннгачака, верховье ручья Неведомый, левого и правого. Там невероятно красиво.
Конечно, стоит побывать в Омулевском кластере. Но он трудно достижим. Туда нужно либо пешком заходить, либо на пневмовездеходах, так как обычные гусеничные вездеходы испортят там всю тундру. Ради просмотра красот портить почву не стоит.

Река Урультун
— Как вы считаете, идея создания волонтерской школы для заповедника — хорошая идея?
— Это прекрасная идея. Это именно то взаимодействие, в котором нуждаются оба — и заповедник, и волонтеры. Есть много людей, у которых нет навыков построения маршрута, туристического опыта, но нельзя же из-за этого лишать их возможности увидеть эти красивые места. А, будучи волонтерами и выполняя задания по облагораживали территории, они будут приносить пользу и помогать заповеднику. Мне кажется, это очень правильно.

Река Омулевка
— Вы планируете посетить заповедник еще раз?
— Конечно. В следующем году у меня в планах попасть в горы Оханди. Там оченнь красивые места. На самом деле, я бы расширил территорию национального парка еще больше и включил бы в него еще много разных мест, например, реку Охандя: там просто километры белого песка с дюнами, такого в нашей области нет нигде.
Автор фото: Владимир Похилюк
Сайт Владимира Похилюка: https://artmagvvp.tilda.ws/
Методист отдела экологического просвещения заповедника «Магаданский», Матильда Зубко.
